Групповой иммунитет родительского горя.
Можно ли создать прививку для того, чтобы общество начало устойчиво поддерживать родителей, переживающих смерть детей?
Чтобы окружающие не выпадали в сухой остаток от присутствия рядом горюющего родителя, а могли составиться рядом в устойчивости и ресурсе.
Первое, что приходит в ответ на это: как бы было хорошо!
А возможно ли это?

Предлагаю обратиться к истории.
Согласно статистике, еще в конце 50-х годов прошлого века в России на 1000 рожденный детей в среднем 53б4 из них умирали в возрасте до 5 лет.
А уже в 2008 году эта цифра снизилась до 10,8 детей на 1000 рожденных.

Детская смертность снизилась в 5 раз за 50 лет!
Если говорить о младенческой смертности детей до года, то в конце 19 века она составляла 250-270 детей на каждую 1000 рожденных, а к 2017 году эта цифра составила 55 младенцев 1000 рожденных.
Тоже произошло снижение младенческой смертности в 5 раз!
То есть еще в прошлом веке в 5 раз больше родителей сталкивались с потерей детей до 5 лет.
В 5 раз больше людей понимали КАК ЭТО ПОТЕРЯТЬ РЕБЕНКА.
Человек, проживающий уже какое-то время опыт потери ребенка, часто способен поддержать родителей, который столкнулись с трагедией в данный момент.
Я вижу, что такая поддержка других родителей в горе помогает самим поддерживающим почувствовать себя лучше и обрести достоинство в проживании горя.
Родитель, проживающий горе, часто способен выдерживать горе другого родителя и оставаться рядом в этом процессе.
Просто мы можем понять друг друга намного легче, чем человек, который подобное горе не проживает.
Так вот еще 60 лет назад таких понимающих людей было как минимум в 5 раз больше!
К счастью, сейчас намного меньше людей стали сталкиваться с трагедией потери ребенка.
И, одновременно, снизился групповой иммунитет к выдергиванию таких разрушающий мир потерь.
Социум перешел нижнюю границу группового иммунитета к горю и начал его изолировать, как больных короновирусом!
Просто раньше этот опыт проживало больше людей, и горюющие родители были более поняты и получали больше поддержки.
«Ты и я ОДНОЙ КРОВИ!»
У меня тоже был ТАКОЙ ОПЫТ!
Сейчас родители, потерявшие детей, можно отнести к меньшинствам, права которых ограничиваются и не соблюдаются.
В этой ситуации, я считаю, важно организовать программу поддержки горюющих родителей как меньшинства, обладающего уязвимостью, беззащитностью перед обществом и подверженному процессу социальной изоляции.
Я сейчас нахожусь на психологической конференции в Калининграде.
Тема конференции «Справедливость».
Я не могла пройти мимо этой темы, так как в горе родителей часто возникает немой или озвученный вопрос «ЗА ЧТО?»
Сегодня на конференции мы говорили про 2 вида справедливости.
Справедливость первого порядка присутствует и у животных, и у человека.
Эту справедливость можно охарактеризовать фразой: «у меня должно быть не меньше, чем у другого».
Даже обезьяны при проведении научных опытов возмущаются, когда другой обезьяне дают больше еды или еда по качеству лучше!
Справедливость второго порядка присуща только человеку.
Её суть можно выразить в фразе: «я чувствую себя некомфортно (стыд, вину, стеснение), если у другого человека есть много меньше, чем у меня».
На справедливости второго порядка построена благотворительность, волонтёрство и друге благие дела.
Я задумалась, если ли оба этих справедливости в проживании горя?
И я поняла, что ни справедливости первого порядка, ни справедливости второго порядка в горе нет.
Скажу по другому: в проживании горя в социуме справедливости нет.
Справедливости первого порядка нет, так как мало какой человек захочет получить «не меньше» горя или опыта, чем горюющие родители.
В своем горе горюющие родители остаются одни.
Справедливости второго порядка нет, потому что вряд ли какой-то человек будет переживать, что у кого-то ребенок умер, а у него нет. И как-то пытаться исправить эту ситуацию.
На самом деле, не убьет же человек своего ребенка ради справедливости второго порядка?
Человек не может рассчитываться на справедливость в отношении границ жизни и смерти.
Потому что он это не регулирует.
И тут возникает скорее этический вопрос:
Можно ли каким-то образом заменить возникающий дикий страх оказаться на месте горюющего родителя на желание и готовность ему помочь, поддержать, дать ресурс для проживания горя?
Эту призрачную возможность я бы связала здесь «групповым иммунитетом» социума и отсутствие справедливости в нем.
Когда практически в каждой семье за последние два поколения умирал ребенок, групповой иммунитет, позволяющий выразить и дать поддержку был намного выше.
Сейчас: когда детей теряют намного меньше людей, такие люди, как я, становятся изгоями.
Потому что в обществе группового иммунитета нет.
Горюющих родителей боятся и избегают как коронавирус.
Можно ли выработать групповую реакцию поддержки горюющих родителей без пандемии?
Я бы хотела, чтобы это произошло.
Когда началась пандемия коронавируса, я первые месяцы… радовалась.
Я радовалась тому, что теперь каждый человек на Земле сможет понять, что чувствовала я после смерти дочери хотя бы на половину процента.
Я увидела в этом справедливость.
Когда в моей трагедии меня почти все оставили в уверенности: с нами никогда ТАКОГО не может произойти, ведь мы такие хорошие и мы ВСЕ делаем правильно, мне было очень больно и больно до сих пор.
Но у меня не было возможности ни защититься, ни простроить свои грубо нарушенные бывшими друзьями и прессой границы.
Когда же началась пандемия, и огромное количество людей начало вопрошать «ЗА ЧТО?» я увидела в этом начало баланса.
На тот момент я уже не боялась своей смерти - я была бы рада умереть и встретиться с дочерью.
Но я видела этот важный слом шаблона «Я хороший - со мной все будет хорошо» в обществе.
И вот с ХОРОШИМ миром случилось ПЛОХОЕ.
И я стала замечать как начала расти групповой иммунитет к отвердению горюющих людей - так как снова многие стали переживать смерть близких «не за что».
Я увидела, что люди стали добрее к друг другу.
И к себе.
Я увидела, что начал расти уровень взаимопомощи, сострадания и великодушия.
Я хочу поблагодарить за это пандемию!
Возможно, что даже после окончания пандемии, люди увидят, что трагедии происходят ПРОСТО ТАК, а не потому, что человек сделал что-то неправильно.
Я надеюсь на завершении ПАНДЕМИИ ДИКТАТУРЫ ПОЗИТИВА в мире.
И надеюсь на вспышку пандемии любви, взаимопомощи и взаимной поддержки.