Я себе напоминаю последние дни акына - что вижу, то пою.
А вижу я сейчас конференция по психологии выборов, смыслов и ресурсов "Опоры и выборы".
Вижу я ее 5 дней по 10 часов в день как её организатор.
Сегодня на нашей конференции выступала Татьяна Мужицкая с темой "Выбор опоры в модели "инь-ян-хрень".
Когда в заключении дня о той же модели "инь-ян-хрень" упомянул Дмитрий Лицов в своей мастерской "Выбор себя", я поняла, что мир что-то хочет мне рассказать с помощью этой самой "ХРЕНИ".
И я задумалась, а что является "ИНЬ", что "ЯН", а что является "ХРЕНЬЮ" в проживании горя?
Далее будет представлена сугубо моя интерпретация.
Когда-то, много лет назад я только начинала проводить системные расстановки.
У меня тогда была одна постоянная клиентка.
Она пришла сделать свою расстановку.
Я спросила ее про запрос.
"У меня в жизни происходит какая-то ХРЕНЬ!" - воскликнула она.
"А давайте мы эту Вашу ХРЕНЬ сейчас расставим" - предложила я, крайне мало тогда знающая о формате структурных расстановок, но, интуитивно, решившая их использовать.
И мы выбрали заместителя для фигуры ХРЕНИ и поставили её в расстановку.
ХРЕНЬ довольно быстро превратились в фигуру дедушки клиентки.
В результате, в расстановке дедушка передал внучке огромный ресурс.
ХРЕНЬ в жизни клиентки проявляться перестала.
Я вспомнила этот эпизод моей биографии сегодня.
Тогда ХРЕНЬ превратилась в ресурс.
Есть ли такая возможность в теме горя?
По словам Татьяны Мужицкой, ЯН - это выдох, действие, мы на ЯН тратим энергию, идя к своей цели.
Есть ли цель, выдох, действие в проживании горя?
Мне кажется, в горевании или цели нет, или цель состоится в облегчении состоянии горюющего родителя.
Почему в горевании цели нет?
Потому что она НЕДОСТИЖИМА.
У горюющего родителя есть заветная мечта - вернуть своего ребенка к жизни.
Эта мечта недостижима по законам физического мира.
Значит, она не может стать целью.
ЦЕлью может стать что-то реальное, пусть даже малореальное.
Но реальное хотя бы на тысячную процента.
Вернуть к жизни мою дочь я в не силах.
И в признании этого факта сердцем я вижу большой и трудный шаг.
Почему большой и трудный?
Потому что первый год я выживала мечтой о том, что моя дочь ко мне вернется.
Мне снились сны, где она говорила мне о том, что все произошедшее - ошибка, что она скоро придет ко мне назад, что осталось совсем чуть-чуть.
И я забеременела.
И я была уверена, что это ОНА.
Но это были другие дети.
Близнецы.
И я их тоже потеряла.
Но я не оставила попыток вернуть дочь.
Я ходила к видящим, расстановщикам, эзотерикам с одним вопросам: КАК ЕЁ ВЕРНУТЬ?
После полутора лет я поняла, что НИКАК.
Эта потеря и это горе НАВЕГДА.
Поэтому этой ЦЕЛИ нет.
Цель вернуть ребенка - это не ЦЕЛЬ, это МЕЧТА.
Есть другая цель - чтобы просто стало ЛЕГЧЕ.
И эта цель достижима.
Достижима в какой-то степени с помощью времени.
В какой-то степени с помощью терапии.
Или просто достижима произвольной последовательностью событий.
Это ЯН процесса горевания.
Это ВСЕ, что нам доступно в сфере активного изменения реальности после смерти ребенка.
ИНЬ, по словам Татьяны Мужицкой - это вдох, наполнение, восстановление энергии. Это процесс расслабления и НЕ действия.
В ИНЬ нет представлений о том, как ДОЛЖНО быть.
Есть ли в горе ВДОХ, восстановление от ничего не делания и отсутствие представлений о том, КАК должно БЫТЬ?
И да, и нет.
Я уже писала раньше, что горе очень энергозатратно.
И первые месяцы я просто лежала.
Этому способствовали ноги, которые то ходили, то нет.
Я была похожа на морского котика, которые не может встать, чтобы спуститься поесть. Или сходить в туалет.
Набирала я в этом время энергию?
Восстанавливалась ли я?
У меня очень амбивалентный ответ на этот вопрос.
У меня не было сил долгое время - значит, я не восстанавливалась от такого ИНЬского проведения времени.
Но, возможно, проживание горя потребляло весь зарождающийся внутри ресурс. И происходило его мгновенное безакцептное списание на нужды горя еще до того, как я могла появление этого ресурса почувствовать.
Сегодня я уже могу восстановиться от пребывания в НЕ работающем состоянии.
Фаза проживания горя изменилась, и я уже могу поднакопить немного энергии в своей телесной батарейке.
Вот интересно про ИНЬское отсутствие представлений о том, КАК должно БЫТЬ. Есть оно в проживании родительского горя?
И, снова, здравствуй, амбивалентность!
Какой родитель не чувствует в глубине своего сердце ПРОТЕСТ против произошедшей смерти его ребенка!
Я не знаю, возможно ли принятие настолько, чтобы сказать с чистой совестью: да, я принимаю то, что мой ребенок умер.
У меня пока это не получилось.
Я не чувствую, что у меня в этой жизни это когда-нибудь получится.
Возможно, после моего перехода в тонкий мир, мне откроется новая информация и я воскликну: все было правильно!
Но пока мне в такое развитие событий верится с трудом.
Насколько мне, перешедшей в тонкий мир, надо будет предать себя, проживающую эту трагедию в мире физическом, чтобы искренне это воскликнуть?
Я не думаю, что я забуду КАК это проживается.
И я не думаю, что моя душа сможет предать мою физическую часть.
Помочь в этой ситуации может только полная амнезия, чтобы не было что и вспоминать.
Для меня в ситуации горя родителей нет отсутствия представлений о том, как все должно быть.
А что же является ХРЕНЬЮ в проживании горя?
По словам Татьяны Мужицкой, ХРЕНЬ - это жизнь без осознавания того, что мир изменился.
Жить по накатанной.
Жить без учета контекста.
Это очень похоже на этап ШОКА или ОТРИЦАНИЯ при проживании горя.
ХРЕНЬ при проживании горя - это продолжать жить, словно ничего не случилось.
И ХРЕНЬЮ часто заражаются окружающие, которые могут сделать вид, что ничего не произошло: не написать соболезнований, пропасть, а, при встрече на улице, радостно воскликнуть "Как твои дела?"
Горе родителя, потерявшего ребенка, такое БОЛЬШОЕ, что попытки его не заметить близки к кощунству.
Но и сами горюющие родители могут проживать такой ХРЕНовый этап. Этап отрицания.
Потому что по-другому выжить НИКАК.
Потому что срабатывает предохранитель внутри.
Потому что иногда лучше немного сойти с ума, чтобы побыть хоть еще чуть-чуть вместе со своим ребенком в одном мире.
Как будто все по-прежнему.
ХРЕНЬ - это жизнь без учета произошедшего.
Это необходимый этап для самосохранения, но, в какой-то момент, его надо будет завершить.
Или остаться в мире грез рядом со своим ребенком.
Или нырнуть в волну боли, которая требует своего проживания.
В родительском горе очень много ХРЕНИ.
Но выбор каждый делает сам.
В свое время.
Оля, есть еще одно мнение, третье. Что можно отгородиться от фактов реальности, и при этом остаться в здравом уме и продолжать жить. Если мы не тестируем мир в этом одном месте, это еще не вся триада (по Кернбергу), это не сумасшествие как таковое, а способ адаптации. (хотя даже Страсбургская декларация говорит нам о том, что любой психоз - это способ адаптации, но мы так далеко не пойдем). И представитель этого мнения - перед тобой. Я выбрала Хрень, и благодаря этому я живу. Спасибо, моя животворящая Хрень, что ты есть у меня.