О проживании боли: ошибка выжившего.

Дисклаймер: Довольно жесткий текст, не читайте, если вы не готовы к контакту с темой страха смерти.


Ошибка выжившего.


В нашей группе для людей, проживающих горе, я закрепила наверху "Манифест горюющего", написанной Татьяной Артемьевой.

Там есть такие слова "Когда вы льстите мне, говоря, что для самых жестоких испытаний Бог выбирает только самых особенных людей, мне хочется снять свой «лавровый венок» победителя и отдать его вам".



Я прикрепила этот Манифест вверху нашей группы, так как чувствую свое согласие. И я ясно вижу, как человек может избегать встречи со своим страхом смерти через подобные неосознанные манипуляции: дается по силам, дается тем, кто выдерживает, дается...


Словно горе можно дать, словно горем можно наградить.


Горе случается, и никто не спрашивает, согласен ли ты на такую "награду".

Другой стороной той же монеты, является восприятие хорошей судьбы человека как его личной заслуги, или заслуги его родителей.

Тогда получается, что те, кто проживет горе, чья жизнь завершилась внезапно, не заслужили и чем-то провинились?


Вспоминается доктор Лиза и самолет, упавший в Черное море.

Это предисловие к тому, о чем я сегодня хочу поговорить: об ошибке выжившего после смерти близкого человека.


Выживший в данной случае: после смерти ребенка - родитель, слово для обозначения которого мы даже во время конференции так и не смогли придумать, после смерти партнера или партнерши - вдова или вдовец, после смерти родителя - сирота.


Выживший - это всегда тот, кто проживает горе.


Потому что ушедший уже ушел, а проживание горя остается тем, кто остался.


Когда кто-то говорит о том, что горе дается по силам, возникает ошибка выжившего.


Потому что так устроена психика человека, что она старается максимально быстро забыть или даже вытеснить, не узнать о тех, кто в горе не выжил, кто ушел вслед, кто сломался.


Видим ли мы их среди нас?


Нет, они либо ушли в тонкий мир за своими близкими, или спрятались в свою раковину, куда никого не пускают.

Раковиной может быть и психическое заболевание, и уход от социальной жизни. Эти люди выпадают из социального мониторинга.

И возникает ошибка выжившего.


Что же такое, это ошибка?

Процитирую Википедию:

"Системати́ческая оши́бка вы́жившего (англ. survivorship bias) — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе объектов («выжившим») данных много, а по другой («погибшим») — практически нет.

В результате, исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших»."

Горе не дается избранным, судьбой не награждают.


Есть вещи, которые либо происходят рэндомно, либо они предопределены.

Либо они настолько затейливо непредсказуемо предопределены, что возникает ощущение, что они происходят в результате случайно выборки.


Просто вы наблюдаете только выживших.

Невыжившие в горе уже ничего вам не расскажут.

Я была на грани ухода за последний год и два месяца много раз.

Хорошо, что неведомая рэндомная сила, посылала ко мне в эти моменты людей.


Внезапно приезжал руководитель уголовного расследования... просто попить со мною чаю. За 100 километров приезжал.

"Ты только не заканчивай жизнь самоубийством и не пей много алкоголя" - задумчиво говорил он.

Мне становилось даже смешно: "Джорди, похоже, что я собираюсь сделать эти вещи после того, как выпью чаю с тобой?"


В другой критический момент приезжала Даша и предлагала поехать завтракать с шампанским.


А в третий момент я набирала Ташу и она говорила: "если ты что-то решишь с собой сделать, просто набери меня, я буду с тобой до последней минуты."

Если вы меня до сих пор наблюдаете, это значит, что мне просто хватило сил тут остаться.


С помощью себя, других людей и, как я чувствую, помощи моей дочери. Не давайте людям, проживающим горе, звание передовиков производства, получившим орден за трудовые заслуги.


Не попадайте в ловушку ошибки выжившего.

Тут я хотела закончить, но не закончу.

Тех, кто проживет сейчас горе не надо награждать, но этих людей можно поблагодарить.


У Арнольда Миндела есть прекрасная книга «Тени города», где он пишет о том, что бомжи и другие на первый взгляд асоциальные элементы выполняют в социальной экосистеме города очень важную вещь - они проживают вторичные процессы успешных горожан.


Вторичный процесс в процессуальной терапии - это процесс, который отвергается и часто не осознается.

Горе - это именно такой процесс, который отвергается, а страх того, что смерть близкого может произойти со мной часто и не осознается.


Если страх смерти родителей вполне осознаваем, то попробуйте сейчас осознать страх смерти своего ребенка.

Этот страх есть у всех, у кого есть дети, но он активно вытесняется из зоны проживания.

Другой пример: если кто-то был на групповых семинарах, терапевтических группах, да и просто участвовал в людей группе в социальных сетях или мессенджерах, где назревал конфликт.

Что-то словно просилось наружу, что-то хотело быть прожито.

И, когда кто-то из группы не выдерживал и пропускал эту болезненную, часто не красивую энергию через себя, то остальные участники группы словно выдыхали: пронесло!

Всем становилось легче.


Процессу была принесена новая жертва.


Остальные дети поселения, как в "Голодных играх", были спасены.

Люди, проживающие горе, они как бомжи из книги Миндела, как участники группы, через которых выливается боль.

Они высвобождают резервуары непрожитого и у вас.


И за этим можно быть им благодарными.


И научиться не отводить глаза, а присутствовать рядом в самые сложные моменты.

Так как то, что проживается, проживается и за вашу теневую часть.


Картинка будет вот такой.



Пусть будут дельфины.

94 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все