top of page
berti-ave-fenix.jpg

О движении RENACER

История создания движения и основные положения

Движение "Renacer" («Возрождение» или "Перерождение")  возникло в Аргентине, в городе Рио Кварто, 5 декабря 1998 года. Потом распространилось на другие страны Латинской Америки, пересекло Атлантический океан, и пришло в Барселону и другие города Испании.
На фото Алисия и Густаво Берти - основатели движения RENACER.
С июля 2020 года движение "Renacer" вошло в русскоязычное пространство, и вызвало большой благодарный отклик. 
Организатором русскоязычного движения "Renacer" является Ольга Кавер.
Развитие движения групп взаимопомощи для родителей, потерявших детей, идет стремительно. Мы видим, что в нем есть огромная потребность и потенциал.

Выступление Алисии и Густаво Берти на второй конференции практик проживания горя "Перерождение" 4-7 февраля 2021 года.

Все участники этого движения столкнулись в своей жизни с трагедией потери ребенка. Мы видим внутреннее достоинство, которое обретают и могут проявлять родители, уже прошедшие через период острого горя после потери ребенка, когда помогают родителям, только недавно столкнувшимся с этой трагедией.  Своей помощью и поддержкой, они дают почувствовать своим семьям, друзьям, себе и всему обществу, что после потери ребенка - можно жить дальше с достоинством, и есть возможность стать выше своей боли, чтобы помочь другому человеку.

Движение "Renacer" получило лавинообразное распространение - не в результате активной помощи СМИ, не из-за случайных обстоятельств, а благодаря востребованности, и мощности своего внутреннего посыла, который легко преодолел социальные, культурные и географические барьеры. 

Мы все, пережившие трагедию потери ребенка, даже не осознавая этого, являемся носителями великого послания, оставленного нам нашими детьми. И это вкладывает в нашу жизнь дополнительную ответственность и смысл - нести свое послание с достоинством и искренностью.

Суть этого невысказанного, но очень важного послания, которое мы несем - память о наших детях, а также та коллективная память, которую несут родители, потерявшие детей. Память, которая, в отличие от многих других, не является болью, разочарованием или памятью о негативе, но является памятью о любви, памятью, которая строится и развивается в сторону жизни, и, таким образом, составляет самую благородную память о человеке: его духовную сущность.


Рассмотрим основные аспекты движения "Renacer":​

Горевание - это не болезнь. 

22 года назад, когда было основано движение "Renacer", одним из основных его положений стало то, что боль после потери ребенка не была, и никогда не будет болезнью! А, скорее, боль будет жизненным положением, более того, это одно из естественных состояний человека. Это важное отличие от других существующих сейчас групп взаимопомощи, которые работают с болезнями, в основном, вызывающими привыкание.

Благодаря работе движения, также стало очевидным, что даже в случаях болезни человек не является самой болезнью, он бесконечно больше, чем его болезнь. И где находится то величие и ресурсы, необходимые для выхода из экзистенциального шока, связанного с потерей.

Следующий абзац из «Чудесной жизни» Элизабет Лукас, помогает нам понять это:

«Все, что есть у человека, может заболеть: тело и душа. Интеллект и чувства могут быть нарушены болезнью. Несмотря на это, он никогда не заболеет тем, что он «есть»: духовной сущностью, своим «я». По определению, в нас есть нечто духовное – то, что находится за пределами здоровья и болезней, а следовательно, за пределами жизни и смерти. Конечно, духовной сущности нужны средства выражения, которые человек получает в форме своего психофизического организма, подобно тому, как музыке нужна скрипка, чтобы ее услышали. Когда у скрипки есть неисправность («она больна»), никто не скажет, что у музыки есть неисправность («она больна»); и когда скрипка сломана («мертва») настолько, что уже больше не сможет снова звучать, никто не скажет, что музыка сломана («мертва»).

Именно в этом, духовном слое, создаются самые глубинные качества человека: любовь, свобода и ответственность, и именно эти явления позволяют осознать важный факт, предоставленный нам нашей судьбой: «одно - это то, что с нами Это произошло, и следующее, уже совсем другое - то, что каждый из нас решает сделать с тем, что с нами произошло».

Основатели движения, как и вы, потеряли ребенка, но прожили горе с достоинством и смогли встать. И это обращение ко многим горюющим родителям может рассматриваться не как заслуга ушедшего ребенка, а как дань уважения ему за наше возрождение.

Основатели движения создавали его с убеждением, что, сталкиваясь с экстремальными ситуациями, мы, возможно, впервые осознаем, что являемся временными существами, вовлеченными в наше собственное становление, что уже прожитую историю нельзя изменить, что нет смысла продолжать размышлять над причинами произошедшего, и то, что экзистенциальный выход впереди нас, в том, что еще предстоит сделать в отношении нашего будущего, другими словами, что единственный способ устранить тьму - это пропустить свет внутрь.

В ходе этой работы с горюющими родителями и группами взаимопомощи, основатели движения пытались донести идею, общую для всех групп взаимопомощи: все они имеют отношение к человеческим страданиям, независимо от их происхождения. И поэтому, они должны быть ориентированы на то, чтобы найти смысл в этих страданиях. Их общая цель должна состоять не в том, чтобы не испытывать страданий, а в том, чтобы не страдать напрасно. И чтобы они помогали своим членам не работать с прошлыми событиями, которые невозможно изменить, но помогали открыться миру возможностей, которые пока еще скрыты в их жизни. Группы должны помочь им сделать верный выбор среди всех возможностей, найти подходящие варианты, чтобы встать на новый обретенный путь, с ощущением, что этот путь им открыло пережитое жизненное потрясение.

Столкнувшись с этим моментом, мы находим и другие, часто используемые во многих группах взаимопомощи. Некоторые, усердно работают над осознаванием того, что неправильно у членов группы, и прорабатывнием эмоций, которые естественным образом исчезают, как только обнаруживается смысл страданий, которые их порождают. Одна из серьезных проблем, связанных с такой ориентацией на самонаблюдение, заключается в том, что часто она приводит к появлению гиперотражений, погружению в общее самонакручивание по проблеме, преследующее участников группы, что приводит к состояниям непрерывного плача. 

В связи с этим, Элизабет Лукас говорит нам, что существует три опасности постоянного сожаления:

1. Несоразмерно большая причина для страдания, которая воспринимается с преувеличением и концентрирует все внимание на себе.

2. Тот, кто сожалеет, усиливает свою боль, и чувствует себя все хуже и хуже: он тонет в своем горе.

3. Семья и общество не выдерживают этого и отказываются от страданий.

Далее мы рассмотрим основные положения движения "Renacer".

Основа №1:

Беспокоиться о ближнем

Какой первый шаг на этом длинном и трудном пути, на который приглашают ступить группы взаимопомощи?

Как добиться того, чтобы вытащить участников группы из состояния глубочайшей сфокусированности на себе и своей беде и вызвать чувство заботы и беспокойства о ближнем?

Прежде всего, необходимо научиться по-новому общаться. Такой вид общения основывается на принципе отдачи всего самого лучшего во имя благополучия собеседника и нацелен на то, чтобы научиться в ходе такого общения видеть в своем собеседнике того самого «другого» человека, коим мы сами для него являемся – словно отражение. Необходимо осознавать, что существование любой группы взаимопомощи возможно лишь при участии и присутствии еще одного страдающего человека. Что бы это была за группа взаимопощи, состоящая лишь из одного участника? И то самое лучшее, что каждый из нас по-прежнему имеет, - это любовь: любовь к нашим детям, к жизни в целом, к Господу Богу и к себе самому. И если бы наши сердца зачерствели, утратили бы всю любовь, то группа просто-напросто прекратила бы свое существование. И именно посредством этой любви по отношению к находящемуся напротив нас страдающему брату мы можем увидеть, как чтим память о наших детях и начинаем заменять чувство глубочайшей боли и отчаяния любовью. 

Элизабет Лукас убеждает нас, что «каждый человек, даже испытывающий глубочайшее психическое потрясение и будучи загнанным в угол, способен спасти собственную душу, даря немного любви». Любовь смиренна, она противник привязанностей, она является в какой-то степени самоотречением. И именно эти три человеческие черты отсутствовали практически у всех участников групп, тем не менее именно эти три аспекта обуславливают человеческое самопревосхождение. Таким образом, мы обнаружили, что ответ человека на страдание кроется в трансцендентности. Кроме того, еще одним выводом является факт того, что страдание не может быть излечено, решено или проработано. Страдание может быть лишь... превзойдено. 

Основа №2:

Помощь тому, кто страдает больше

Прежде всего, группа помогает новым родителям и тем, кто испытывает наибольшее страдание. И для того, чтобы с ним справиться, предлагается выполнить задание, основанное на самопревосхождении, жертвенности и самоотречении. «Самопревосхождение» подразумевает способность человека сконцентрировать свое внимание на ком-то или чем-то, отличном от него самого: это может быть человек для отдачи любви, задача для выполнения или же нечто более абстрактное, как, например, ценности, отображаемые в отношении к чему-либо, которые, хотя и исходят от человека, однако не направлены на самого себя, а направлены на жизнь, Бога или же не на кого-то конкретного, а в общем и целом. Эти три смысла нашего самопреодоления сливаются воедино в группах взаимопомощи, как, пожалуй, ни в каком ином их проявлении в жизни: в страдающего человека, любовь которого становится определенной жизненной задачей, решить которую возможно лишь посредством проявляемых в отношениях ценностей. 

Такого рода непоколебимая преданность тем родителям, которые едва вступили в группу или еще являются новичками, влечет за собой не искомую награду огромной значимости: экзистенциальный факт, который влечет за собой забытие собственной боли в процессе отдачи и заботе о других людях, испытывающих не меньшую боль.

Такая преданность родителям, которые являются в группе новичками, вызывает многочисленные вопросы со стороны более давних участников группы, которые выражают свою обеспокоенность вопросом «продолжения развития», продолжением пути «внутреннего роста», который затрудняется с их точки зрения такого рода самоотверженностью. На что здесь, в группе Renacer («Перерождение») Río Cuarto, мы отвечаем, что акцентируем внимание на том факте, что этот самый столь искомый «внутренний рост» заключается в приближении с каждым разом еще на шаг к проживаемому состраданию (а не обсуждаемому). Иными словами, невозможно достичь сострадания, читая или же рассуждая о нем, а лишь благодаря обоюдной любви с теми, с кем нас связывает общая судьба. Касательно же самоотверженности по отношению к недавно прибывшим родителям, какое значение имеет количество раз, которые мы выслушаем их рассказы об испытываемых боли и страдании, если мы сами каждый раз являемся разными людьми? В то же самое время все родители абсолютно свободны, чтобы вне Renacer («Перерождения») искать альтернативные действенные источники для внутреннего роста, а также рассказывать о них на собраниях группы во благо всем участникам. 

Основа №3:

Жертвенность и усилия должны быть личными

Жертвенность и усилия должны быть личными. Они должны быть частью того, что мы, родители, потерявшие детей, готовы дать жизни в качестве памяти об ушедших детях, которые оставили на нас неизгладимый след своим уходом. RENACER («ПЕРЕРОЖДЕНИЕ») но должно быть лишь местом, куда мы идем за помощью. Нет! Это то место, где мы отдаем все самое лучшее в память о тех детях, которые своим уходом (не являющимся бессмысленной утратой) побудили огромное количество родителей духовно проснуться, помогли им стать сострадательными и восприимчивыми к боли страдающих. И все это ради наших детей: которые покинули нас и тех, кто по-прежнему с нами. Уже одним этим фактом экзистенциальная значимость, и неважно сколь кратким было пребывание наших детей, увеличивается с каждым словом ободрения и надежды, исходящим из наших сердец. И это и есть любовь, та самая безусловная любовь, которая настолько сильна, что не нуждается в физическом присутствии объекта нашей любви. И когда эта любовь превращается в жизнь, как говорил Рильке, со всей ее трагичностью и красотой, сама жизнь встает на сторону нашей защиты, оберегает нас, и постепенно мы начинаем замечать, что являемся ее частью, что ничего не происходит просто так, что, возможно, потеря ребенка на самом деле была нашей судьбой, что наконец мы в мире с жизнью, как говорил Амадо Нерво: «Жизнь, мы в рассчете: ты ничего мне не должна, и я ничего тебе не должен». Если же вам угодно использовать слово «Бог» вместо слова «жизнь», пожалуйста, смысл все равно не изменится, и причиной использования слова «жизнь» является факт того, что передаваемая нами идея воспринимается даже агностиками. 
Именно поэтому мы с первого дня решили, что задача группы должна быть исполнена при помощи собственных ресурсов. Довольно просто осуществлять что-либо при помощи чужих денег, в особенности политиков. Однако данное действие было бы скудным актом памяти о наших детях. Таким образом, мы отказались от правового статуса группы (институционализации), дабы не иметь возможность просить ни у кого денег от лица RENACER («ПЕРЕРОЖДЕНИЯ»).

Основа №4:

Задача "Renacer"

Задача "Renacer" («Перерождения») совместная и безвозмездная.

Основа №5:

Выполнение миссии

"Renacer" («Перерождение») не имеет никакого иного интереса, кроме как выполнения своей миссии.

Основы №6:

Отсутствие предисловий

Renacer («Перерождение») не имеет предисловий. Причинами являются возникающие как следствие устанавливаемые схемы и ограничения тому, что должно естественным образом перетекать, как собственно сама жизнь, и упускание множества возможностей (о чем уже ранее было сказано). Предисловия могут быть необходимой частью существования другого рода групп взаимопомощи, как, например, направленные на борьбу с зависимостями, в которых обязательны строгие правила. Тем не менее, они применимы в какой-то степени и к Renacer («Перерождению»), потому что жизнь и смерть продолжают быть тайной, перед которой человек может лишь преклониться и постараться взглянуть на них глазами нового человека, будто бы он видит их впервые.

Основы №7:

Цели "Renacer" ("Перерождения")

​А) Справиться с болью (с болезненной реальностью).

Б) Научиться у реальности, в которой нам выпало жить.

В) Найти смысл страданию и в этом процессе.

Г) Придать жизни новый смысл.


Таким образом, мы предоставляем полную свободу каждому родителю пройти свой путь обучения и найти свой смысл жизни, придать смысл своему страданию. Родитель через призму своей боли обнаруживает (будучи крайне удивленным) величину своей духовности и за счет нее свою способность превзойти и отказаться от своих страданий. И это становится возможным благодаря тому, что он слышит в группе "Renacer"(«ПЕРЕРОЖДЕНИЕ») каждый раз что-то новое, благодаря тому личному пути, который человек проделывает, ведомый интуицией и питаемый ЛЮБОВЬЮ, которую он находит на собраниях, а вовсе не потому, что он прочел это в своде целей группы. Кроме того, мы утверждаем, что мир и спокойствие не являются сами по себе целью, а становятся результатом хорошо выполненной задачи: преодолевая себя для того, чтобы приблизиться к ближнему и помочь ему заново обрести надежду, мы порождаем глубинный и прочный мир внутри нас.

Основы №8:

Абсолютное равенство и комплексность в группах

Мы все абсолютно и безоговорочно равны, потому что мы все потеряли детей жизни раньше желаемого, вне зависимости от возраста или причины ухода. То, что объединяет нас всех – это общие единые страдания. В то время, как во внешнем мире (и под ним следует понимать работу, досуг, дружбу) существует столько вещей, которые нас разделяют, в "Renacer" («Перерождении) мы работаем с теми, которые, напротив, нас объединяют. В истории "Renacer" («Перерождения») были случаи, когда родители хотели создать свои подгруппы на почве схожести причины смерти их детей. И первой попыткой было создание "Renacer" («Перерождения») для молодых родителей. Если бы данная идея удалась, на сегодняшний день существовали бы подгруппы для родителей, потерявших детей при несчастном случае, убитых детей, детей, покончивших жизнь самоубийством, раковых больных, умерших от СПИДа, жертв профессиональной ошибки и так далее. Однако при таком раскладе не существовало бы "Renacer" («Перерождения»), поскольку каждый бы искал справедливость отдельно, так как близкие подгруппы быстро становятся группами жертв, а характерной чертой жертв является факт перекладывания ответственности за собственную судьбу на того или тех, кого считают ее виновниками.

Основы №9:

Отсутствие правового статуса

Данный пункт является очень важным в передаче идеи "Renacer" («Перерождения»). Мы уверены в том, что при смерти ребенка, умирает часть нас. Однако мы также знаем, что мы можем сделать выбор: позволить умереть нашему существу или позволить умереть нашему эго. Если мы позволяем умереть нашему существу, финальное послание, которое мы передаем обществу, заключается в том, что ушедшие дети стали нашими палачами. А такого рода послание ни один родитель не хочет передать. Таким образом, единственным остающимся вариантом становится дать умереть нашему эго. И этот факт, который согласуется с опытом существующих групп взаимопомощи или самопомощи, со значимостью смиренного отношения к беде для того, чтобы пережить кризис. И если же мы решили позволить пасть нашему эго, мы не хотим правового статуса нашему объединению, поскольку он предполагает наличие должностей, что в свою очередь влечет за собой расцвет эго, ведущий в итоге к страданиям и падению нашего существа. Кроме того, создание позиций внутри Renacer («Перерождения») противоречит линеальности структуры группы и ее антропологической основе. Существует еще одна причина, противящаяся наличию должностей в Renacer («Перерождении»): ни один родитель ни при каких условиях не может указывать другому родителю, что он может или не может делать. Мы находимся в группе ради наших ушедших детей и не за собственные заслуги. На нескольких местных собраниях и в Латинской Америке относительно равенства, которое должно присутствовать между родителями, мы говорили следующее: «тот, кто желает поднять свою голову над другим родителем, когда тот смотрит вниз, обнаружит, что стоит на трупе собственного ребенка». И если предыдущие аргументы не оказались убедительными, последней ранее упомянутой причиной, по которой у нас нет правового статуса, является факт того, что без наличия такого статуса невозможно запрашивать средства, в особенности у тех, кто в дальнейшем может потребовать «возврата благодеяния».

Основы №10:

Принцип взаимопомощи

Почему "Взаимопомощи" и не "Самопомощи"? Несмотря на то, что "Renacer" («ПЕРЕРОЖДЕНИЕ») возникло как группа самопомощи, более 6 лет назад данный статус поменялся на статус группы взаимопомощи. При выборе используемого определения мы отдали предпочтение определению группы взаимопомощи, основываясь на концепции Франкла, что счастье является результатом, а не целью. И мы считаем, что помощь самому себе является результатом корректно выполненной задачи, заключающейся в помощи страдающему ближнему. И в процессе помощи ближнему я помогаю сам себе, что становится возможным при выполнении задачи по взаимопомощи. Этот экзистенциальный поворот, который отказывается от принципа «получать, чтобы затем отдать» (столь часто встречающийся в предыстории к возникновению групп самопомощи) в пользу принципу «отдавать, чтобы получить», практикующемуся в "Renacer" («Перерождении»). И этот взгляд согласуется с христианскими принципами и подтверждает еще раз значимость самопревосхождения человека, которая отмечается в следующей фразе Франкла: «Человек, который сумел превзойти свою боль ради помощи своему страдающему брату превосходит как личность» - один из лозунгов Renacer («Перерождения»).

Нас спрашивали о том, каким образом мы можем пойти в группу и отдавать там часть себя, если,  когда мы теряем ребенка, нас переполняет столь сильная боль, что у нас не остается ничего кроме этой боли и безнадежности. И, возможно, так оно и было до возникновения "Renacer" («ПЕРЕРОЖДЕНИЯ»), которое предложило серьезное экзистенциальное изменение и заявило, что утрата ребенка является постоянным условием, но страдания, которые она порождает, не должны быть вечными, и что, даже будучи погруженными в глубочайший кризис, у нас всегда остается право выбора с каким отношением мы встретим нашу судьбу. Всякий раз, когда мы теряем ребенка, мы отдаем что-то миру. Что мы ему отдаем? Не что иное, как сигнал, послание, которое должно быть воспринято всем миром, послание, которые мы передаем при помощи нашего отношения и которое поэтому сберегается, несущее в себе всего две мысли: что смерть может все, что любовь неспособна победить ее, что все потеряно, что в конечном счете ушедшие дети были архитекторами нашего разрушения или же что любовь столь же сильна, сколь и смерть, что после всего мы все равно приняли решение продолжать жить, с высоко поднятой головой и в память о наших любимых людях, которые нас опередили в этом путешествии перехода на другой уровень развития, которое мы называем смертью, и что они всегда будут рядом с нами, ожидая от нас все только самое лучшее. 

Как мы видим, даже не всегда замечая того, с самого первого момента "Renacer"(«ПЕРЕРОЖДЕНИЕ») просит и побуждает нас на то, чтобы мы отдавали самое лучшее, что у нас есть, чтобы мы передавали послание, являющееся нашим лозунгом, что «Не смотря ни на что мы говорим «Да» жизни», однако жизни, полной любви и смысла, потому что, сколь сильной является смерть, столь сильной является любовь. 

Мы пришли к выводу, что счастье не является целью, а становится результатом правильно выполненной задачи, и что лучшее задание, которое способно сделать нас счастливыми, является тем, что мы выполняем во имя наших горячо любимых детей в то время, когда помогаем другим родителям, которые также потеряли детей. Если нам удастся превратить это задание в нашу миссию в полном смысле этого слова, мы сможем найти истинную и ценную причину для того, чтобы продолжать жить, кроме детей и членов семьи, которые остаются с нами. Иными словами, мы находим причину, чтобы жить ради себя самих. И на ум приходит столь цитируемая Франклом фраза Ницше: «Тот, у кого есть причина для жизни, всегда найдет способ как». 

Таким образом, основываясь на этих положениях, мы приблизились к еще одному новому предложению для групп взаимопомощи, к новому пути, на который следует ступить страдающим людям, на путь, который от безнадежности от экзистенциального одиночества и страдания, за неимением видимого смысла, ведет к ценной и настоящей жизни, которая утверждается в кропотливой и честной борьбе не за то, чтобы прекратить страдания, не для того, чтобы забыться, а для того, чтобы еще раз убедиться в нашем твердом решении начинать заново один, два и сколько на то потребуется количество раз, но делать это с высоко поднятой головой, осознавая, как говорил Достоевский, что мы заслуживаем быть достойными наших страданий и что их источник является столь же ценным и достойным.

И постепенно становится очевидным, что предложение "Renacer" («ПЕРЕРОЖДЕНИЯ»), по-прежнему будучи группой взаимопомощи, выходит далеко за рамки простого утешения страдающих, оно становится этическим побуждением. Хейдеггер определяет этику как мышление (или действие), утверждающее жилище человека в бытие. Иными словами, это путь, который ведет человек к его существу, путь, который ведет его к достижению своей человечности. Это последний предложенный ранее путь гуманизации. И нет иного пути кроме данного, который наши дети, ушедшие и живущие, жизнь и мы сами заслуживаем и который в свою очередь оберегает "Renacer"(«ПЕРЕРОЖДЕНИЕ») от всех опасностей и трудностей, которые встречаются на протяжении его истории. 

Нам также могут возразить, что это трудный путь и, возможно, не все могут его пройти при наличии других более легких и заманчивых альтернатив. Против этого мы можем лишь сказать, что необходимо прислушаться к нашему сознанию и тихому голосу наших детей, которые всегда присутствуют в нем и которые покажут нам не самый легкий, но наиболее значимый путь. Именно поэтому "Renacer" («ПЕРЕРОЖДЕНИЕ») предлагает нам ступить на самый значимый путь, тот, который приведет нас к самоотречению для того, чтобы подумать о страдающем ближнем. Однако это требование, ложащееся на наши плечи, не остается без вознаграждения, поскольку чем больше мы отрекаемся от себя самих, чем больше мы забываем о себе и собственных эмоциях, тем больше мы приближаемся к своему естеству, сути нашего существа, к тому, кем мы на самом деле являемся: Человеческими существами. И таким образом мы проходим тот путь этики, который предлагет "Renacer"(«ПЕРЕРОЖДЕНИЕ»), путь, который ведет нас, людей, к жизни. 

Потому что вопреки всему

«Мы не являемся тем, что мы получаем от жизни, а тем, что мы возвращаем ей».

И мы решили вернуть ей плод любви, потому что именно он является воплощением памяти о наших детях, которые ушли и которые по-прежнему с нами. 

Алисия Шнейдер-Берти, Густаво Берти

bottom of page